Мой сайт

Главная | Регистрация | Вход
Суббота, 25.11.2017, 01:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2013 » Март » 29 » Метрополь - последний проект Саввы Мамонтова
03:55
 

Метрополь - последний проект Саввы Мамонтова

Метрополь - последний проект Саввы Мамонтова



Этот дом видели думаю практически все москвичи и подавляющее большинство тех, кто хоть раз осматривал центр Москвы Но... внимание привлекает здание Большого театра, памятник Марксу, а Метрополь мы пробегаем, торопясь к Лубянке или Охотному ряду. Да и не смотрятся его панно, увы: проезжая часть улиц и автостоянки занимают почти все точки, откуда они хорошо видны. Вот и не видим...
А между тем, Метрополь - один из главных московских памятников эпохи модерна, и к его созданию причастно столько известных имен, что только диву даешься.
Савва Мамонтов выкупил землю и стоявшую здесь гостиницу под грандиозный замысел: современный гостиничный комплекс с ресторанами, театром, художественными галереями, помещением для проведения спортивных состязаний. Театральная сцена предназначалась для спектаклей Частной оперы С. И. Мамонтова. Театральный зал планировался на 3000 зрителей. Проект был грандиозный. Газета "Курьер" писала 12 июня 1898 года про строительство Метрополя:

"Как мы слышали, к участию в постройке привлекаются художники К.А.Коровин, М.А.Врубель, В.Н Поленов, а также инженер С.П.Чоколов и архитектор Л.Н.Кекушев. по предполагаемому плану, театр поместится внутри нового здания. Главный вестибюль театра будет отделан роскошно: это будет круглый зал (в деаметре 11 саженей), который прорежет все здание доверху на расстоянии 5 этажей и закончится красивой стеклянной крышей. Множество зал, фойе, кабинетов примкнет к вестибюлю и к коридорам театра. Отделанные с роскошью залы предназначены под танцевальные вечера, выставки, маскарады и пр. Самый театр предположено устроить размером, превосходящим немного театр "Венской оперы".

Автором начального проекта был В.Валькот; его проект давал возможность художественных дополнений, которой Мамонтов собирался воспользоваться в полной мере. Он хотел использовать фасады здания в центре Москвы для увековечивания произведений нового направления в искусстве и прежде всего - своих товарищей по Абрамцеву. Так, он решил воссоздать в керамике панно Врубеля "Принцесса Греза", которое вызвало скандал на Нижегородской художественно-промышленной выставке тремя годами раньше, и тем самым навсегда выставить её на всеобщее обозрение.
И ведь выставлено... И не замечаем...


Кроме Врубелевского, в оформлении большое количество других панно, работы Головина и других, менее известных художников; все они выполнялись в Абрамцевской керамической мастерской.





Всем этим грандиозным планам было суждено сбыться лишь частично. Ибо в 1899 году, в самом начале строительства, Мамонтов был арестован и отправлен в одлиночное заключение по обвинению в растратах, связанных со строительством железных дорог (сейчас проводят параллели с делом Ходорковского). На суде Мамонтов был оправдан, однако все его имущество пошло с молотка (Абрамцево уцелело, потому что было записано на жену), картины Врубеля и Коровина шли по 25 публей, а многое просто пропало...
Мамонтов после этого прожил еще почти 20 лет (умер в 1918 году), но к активной деятельности так и не вернулся. В один из немногих его выходов "в свет", в 1910 году, на юбилей созданной им частной оперы, он вышел на сцену (с закрытым занавесом, невидный для публики), заслушал благодарственный адрес от артистов и сказал в ответ немного: «Я всегда делал, что мог, искренне, от души, с любовью; когда же перестал мочь...». Далее его голос пресекся. Савва Иванович развел руками и быстро направился к выходу.
Однако строительство гостиницы было продолжено, к проекту был привлечен Лев Кекушев, также участвовали Веснин, Жолтовский и Шехтель. Вместо театра в центре здания был устроен огромный роскошный ресторан, скульптурные фризы выполнял скульптор Андреев (тот, что потом прославился Ленинианой).

Во внутреннем оформлении участвовали Васнецов и Коровин, и во всем отеле, открытом в 1905 году, из 400 номеров не было двух одинаковых.
Здание опоясывала майоликовая надпись Ф. Ницше: «Опять старая истина, когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему». В советские времена была дописана ещё одна надпись: "Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала. В. Ленин". Первоначальная надпись видна сегодня только частично, а вот вторая полностью дошла до наших дней.


Вот на этом я заканчиваю историю Абрамцева и Саввы Мамонтова. И закончу ее словами Виктора Васнецова, сказанными на сороковой день после его смерти:
«Нужны личности, не только творящие в самом искусстве, но и творящие ту атмосферу и среду, в которой может жить, процветать, развиваться и совершенствоваться Искусство. Таков был и наш почивший друг Савва Иванович Мамонтов. Мы все, любящие радость красоты, пока живы, никогда его не забудем. И те, кто после нас будут жить, пусть никогда не забывают Саввы Мамонтова».
Просмотров: 57 | Добавил: quirsur | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017 | Бесплатный хостинг uCoz