Гостиница Метрополь. Москва
26.12.2012
Захотела сделать пост об одной из лучших российских гостиниц — пятизвездочном Метрополе — и поразилась, как мало о нем информации в Сети. Прочитав немногое найденное, я так и не поняла — кто стал идейным и материальным вдохновителем строительства — Савва Тимофеевич Морозов или Савва Иванович Мамонтов!!!
На официальном сайте Метрополя читаем: «Инициатором грандиозного по тем временам проекта строительства «Метрополя» был известный российский предприниматель и меценат Савва Мамонтов». (metropol-moscow.ru)То же на сайте hotelmetropol.ru: «Гостиница «Метрополь» открылась в 1905 г. как часть грандиозного проекта Саввы Мамонтова».А вот информация с сайта Туристический Олимп: «В 1898 году Санкт- Петербургское страховое общество приобрело для перестройки гостиницу в центре города, на Театральной площади. Москвичи звали ее «Челыши» по фамилии бывшего владельца и строителя «купца 1-ой гильдии Павла Иванова сына Челышева». Все права на перестройку старой гостиницы и эксплуатацию новой получило Северное домостроительное общество, создателем которого был знаменитый меценат и предприниматель Савва Морозов. Это был еще один его грандиозный замысел. Он задумал полностью перестроить старую гостиницу и возвести в центре города, рядом с Большим и Малым театрами, новый великолепный общественно-культурный центр «Метрополь». (turolimp.ru)Можно было бы подумать о некомпетентности туристического ресурса, но в энциклопедии «Москва» в статье
отель Метрополь Москва упомянут тоже Морозов: «Масштабное здание, в значительной мере определившее градостроительную ситуацию в районе центральных площадей Москвы, построено в 1899—1905 по проекту архитектора В.Ф. Валькота, но первоначальная идея создания здесь многофункционального культурного и гостиничного центра принадлежала архитекторам Л.Н. Кекушеву и С.И. [а инициалы неверные - мамонтовские! - La belle epoque] Морозову, который как руководитель домостроительного товарищества сумел привлечь для декоративного оформления гостиницы лучшие художественные силы столицы.»
И как, спрашивается, это понимать — попутали Савв?!
Москва начала XX века… По улицам еще ездят извозчики, но уже появились первые трамваи. А в центре, на Театральной площади, высится «Вавилонская башня XX века», как называли тогда это необычное здание, и толпы народа приходят посмотреть на майоликовые панно, барельефы, башенки, ажурные решетки и стеклянные купола в стиле модерн. От состоятельных клиентов нет отбоя. Еще бы — «Метрополь» был оснащен по последнему слову техники: холодильники, лифты, телефоны, горячая вода, — редкость для того времени. Изысканная публика заполняла роскошные номера и рестораны «Метрополя». В кабинетах «Метрополя» заключали миллионные сделки крупные российские промышленники. Часто в «Метрополь» заезжали поужинать люди искусства: В. Брюсов, З. Комиссаржевская, С. Рахманинов, мощный бас Шаляпина сотрясал стеклянный купол ресторана: «Эх, дубинушка, ухнем…»
Фасады, обращенные к Китайгородской стене, строились по проекту Кекушева. Выглядят они просто и строго. Пожалуй, единственным украшением их служат вертикальные полосы керамической плитки под кирпич в межоконных пространствах. Зато фасады по Театральному проезду и Театральной площади поражают обилием украшений. Кажется, авторы хотели показать все возможности модерна, в полной мере осуществляя принцип синтеза искусств. Автором этих фасадов был молодой архитектор Вильям Валькотт.
Первоначально здание было опоясано выполненной из майолики цитатой из Фридриха Ницше: «Опять старая история, когда выстроишь дом, поймешь, что научился чему-то». После Октябрьской революции большая часть цитаты исчезла со стен гостиницы и на фасаде появляется изречение другого мыслителя: «Только диктатура пролетариата в состоянии освободить мир от гнета капитала. В. И. Ленин».
Комментариев пока нет...