Природа и дама вдохновили дизайнеров начала прошедшего века на создание самого таинственного стиля - модерн. Изменчивый, гибкий, неповторимый и утонченный... Его лозунг - "Вспять к природе!", а основной механизм работы с ним - импровизация. Дом в стиле модерн не должен быть похож ни на какой другой.
Ветер перемен
Стиль модерн появился на рубеже XIX и XX вв. в Европе, измученной долгим периодом эклектики и жаждущей перемен. Вот только какая связь меж словом "модерн", что в переводе с французского значит "новый", с природой?
Ответ прост. Вооружившись всем новым, что подарила в то время миру цивилизация, дизайнеры повели европейцев, вялых от этой самой цивилизации, в сказочный мир природы. В дело шло все: показавшийся как раз кстати железобетон, кованный и обычный металл, стекло разной фактуры, керамика.
Природой восторгались, ей подражали. Соответствующие для архитектуры тех пор дома-иллюзии, дома-растения опровергали симметричность форм, их элементы повторяли изогнутые полосы возлюбленного тогда цветка ириса. Изогнутые очертания карнизов, округленные дверные и оконные просветы, обеспеченный декор из резного дерева и цветного стекла.
По глазури фасадных облицовок потянулись, огибая окна, длинноватые стволы водяных лилий с томными большими цветами. На гнутых спинках стульев и в орнаментах драпировок появились стилизованные орхидеи. А в решетках балконов и лестниц затейливо извивались тропические лианы из кованного металла. Внутреннее место дома закручивалось по спирали подобно морской раковине и катилось волнами витиеватых линий, копируя гибкое женское тело со струящимися волосами. Главными героями витражей, мозаик и барельефов стали цветочки, птицы и морские обитатели, образующие органичную композицию в приглушенных тонах с доминированием плавных линий.
Огромное внимание уделялось отделке. Нередко один элемент, к примеру завиток, неоднократно повторяясь, становился доминантой дизайна - его использовали и в стальной решетке ограды, и в светильниках, и в дверных ручках, и в барельефах и фризах (украшениях кромки стенки). Все это производилось с отменным вкусом и чувством меры, потому что в природе не может быть ничего излишнего. Дизайнеры стремились к органичности, цельности интерьера, где все взаимосвязано и любая деталь - часть общего ансамбля.
Модерн по-русски
Известным на весь мир модерн стал после Парижской выставки 1900 г. Скоро он стал модным и в Рф. Но российские мастера смогли воздержаться от обычного подражания своим сотрудникам из Европы. Взятые элементы евро модерна они соединяли с традициями российской архитектуры, сохранив верность основному принципу стиля - единству красы и удобства. В декоре зданий появились соответствующие асимметричные живописные композиции с доминированием растительных мотивов. Дополняли эту красоту разноцветные майоликовые панно с сюжетами российских народных сказок. В Петербурге модерн стал стилем домов российской богемы на респектабельном Каменном полуострове. В Москве известные в то время архитекторы проектировали дома для представителей российскей интеллигенции, столичных буржуа и состоявшихся иноземцев.
Известные модерновые постройки тех времен можно отыскать в столице и сейчас. Это дом Рябушинского на Малой Никитской (сейчас музей Максима Горьковатого) с увенчанным золотистыми орхидеями фризом над основным входом, круглыми арками и внутренней лестницей в форме спирали. Здание Малого художественного театра в Камергерском переулке с горельефом над входом, изображающим бушующие волны. Гостиница "Метрополь", стенки которой декорируют цветные глиняние панно по наброскам Врубеля и скульптурные фризы "Времена года".
Дом для оригиналов
Стилизация под модерн завлекает любителей всего необыкновенного и сейчас. Основной принцип, который сохранил современный модерн, - это чувство меры и рвение к органичности. Со времен собственного рождения этот стиль продолжает вбирать в себя все наилучшие заслуги населения земли, применяя их для воплощения самых смелых строительных проектов и дизайнерских мыслях.
Обычно коттеджи в стиле модерн просто выяснить по выразительному силуэту с самобытным композиционным решением. Цвет и фактура облицовок играют не последнюю роль, создавая динамику архитектуры. Фасады и интерьеры дома украшают узорной глиняной плиткой, которая образует орнамент либо складывается в сюжетную мозаику. Орнамент может быть геометрическим - традиционный греческий меандр - либо флореальным - с соответствующими прорисовками в виде спиралей и завитков. Любимое сочетание материалов в интерьере - дерево и металл, натуральный камень тоже приветствуется. Основная героиня дома в стиле модерн - спиральная лестница. Ее кованные либо вырезанные из дерева перила тянутся на верхние этажи, закручиваясь, как одичавшие лианы. В интерьерах нередко встречается свободная планировка и различные уровни пола.
Невзирая на то что современный ассортимент напольных покрытий очень разнообразен, эстетика пола в стиле модерн почти во всем осталась прежней. Пол выкладывают художественным паркетом из различных по цвету пород дерева с пластичным рисунком. Принципиально показать естественную красоту природного материала. В прихожей и коридорах уместна плитка, имитирующая натуральный камень, но непременно сочетающаяся по цвету с паркетом.
Потолок, как и пол, в большинстве случаев многоуровневый, с импровизированными вырезами плавных форм, где можно использовать разные световые эффекты. Более впечатляющий вариант - витраж на потолке. Витражи в модерне употребляются очень нередко. Они могут служить межкомнатными перегородками, а на потолке имитировать голубое небо. Исполненный в зеленоватых тонах с неплохой подсветкой витраж будет создавать в комнате чувство прогулки по лесной поляне.
Стенки по высоте делятся цоколем на две части. Высшая часть обтягивается тканью с растительным рисунком, который должен перекликаться с рисунком оконных рам, витражей и иных деталей интерьера, чтоб не нарушать его целостности. Заместо ткани можно использовать обои богатой фактуры в классическом варианте - набросок с вертикальной полосой. Нижнюю часть стенки облицовывают панелями из дерева тех же пород, что и мебель: ясень, орешек, сероватый клен, вишня либо палисандр.
Окна просторные, в рамах из натурального дерева необыкновенной формы, иногда складывается чувство, что смотришь через ветки огромного сказочного дерева. Некие дизайнеры делают окна округлыми и драпируют тканью в тон стенок, ламбрекен (драпировка из плотной тяжеленной ткани с воланами и складками) сложной формы повторяет набросок на ткани. Фасон портьер и гардин представляет собой задрапированные прямоугольные полосы ткани, окантованные однотонными лентами.
Двери в стиле модерн владеют округленными формами и украшены вставками цветных витражей с растительным орнаментом либо с абстрактным пластичным рисунком в размеренных тонах.
Внимание к деталям
Мебель дома в стиле модерн является естественным продолжением его строительного вида: округленные плавные полосы, вставки из гнутого нелакированного дерева, светлые ткани, однотонные либо с растительным рисунком. При всем этом шкафы для белья, посуды и книжек могут быть самой замудренной формы. Стандартную корпусную мебель модерн тоже не опровергает при условии ее соответствия главным принципам этого стиля - она должна быть роскошной, комфортной, с растительными мотивами в отделке.
Интерьер модерна тяжело представить для себя без картин. Непринципиально, являются ли эти картины подлинниками, копиями либо просто постерами. Принципиально сделать атмосферу эры зарождения и расцвета этого стиля. В духе модерна творили Миша Врубель, Виктор Васнецов, Константин Сомов, Поль Гоген, Густав Климт и Амедео Модильяни. Достойные внимания афиши и плакаты в стиле модерн создавал чешский живописец Альфонс Муха.
Логичное дополнение к интерьеру модерна - лампы, изготовленные в технике витража. Они делают комфортный растерянный свет, выходит утонченно и естественно. Другие девайсы подбираются тоже очень кропотливо. Это не случайный набор милых безделушек, а принципиальные части одного целого. Естественная необходимость каждой вещи должна быть тривиальной. Шкатулки, канделябры, флаконы из цветного стекла, напольные вазы ручной работы, резные ширмы - все должно быть не только лишь роскошно, да и функционально. Так как в стиле модерн, как и в природе, все взаимосвязано, прекрасно и заполнено смыслом.