Основная сцена Большого театра. Первые впечатлен
Отшумела премьера балета "Иван Грозный".
Что говорят о восстановленной версии балета сам Юрий Григорович и разбирающиеся в балете специалисты.
Напомню, что музыку к балету под названием "Иван Грозный" Сергей Прокофьев не писал. Партитура ныне существуюещего балета, можно сказать, "синтетическая": она вобрала в себя фрагменты музыки Сергея Прокофьева к кинофильму "Иван Грозный", фрагменты из "Русской увертюры", из кантаты "Александр Невский" и фрагмент 3-й симфонии.
Вот, что говорит о музыке Сергея Прокофьева хореограф-постановщик - Герой Социалистического труда, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии и Государственных премий СССР, академик Юрий Григорович:
«Не было никаких сомнений в том, что эта музыка может вызвать к жизни сценический танец. Именно музыка, а не что-то другое, например сюжеты русской истории, точное следование эпохе, биографиям персонажей, их психологическим особенностям, народный фон и многое подобное, что мне отчасти приписывали или даже навязывали многочисленные комментаторы. Нет и еще раз нет – только музыка Прокофьева, с нее начинался замысел сорок лет назад, ею же он исчерпывается и сегодня. Все вышеперечисленные темы всплывают в балете по необходимости, некоторые, наверное, и вырастают в самостоятельные сюжеты, но – управляемы они этой стихией звука и ритма, этого мощно заряженного и неудержимого эпического потока».
Юрий Григорович во время репетиции балета "Иван Грозный".
А вот, как отзывается о музыке, балетах Юрия Григоровиче, о самом мастере, труппе Большого театра заслуженный деятель искусств Андрей Золотов:
«Такой труппы, как в Большом театре, нет нигде, убежден Григорович. Это его убеждение передается актерам. Она вдохновенна, актерски выразительна и содержательна…
…Абсолютная включенность хореографии Григоровича в образную сценическую достоверность декораций и костюмов Симона Вирсаладзе, заново изумляющих своею храмовой красотой и строгостью. Полное погружение сценического творения в музыку Сергея Прокофьева, все более обнаруживающую – через хореографию Григоровича – свой глубинный драматизм и обретающую высокую гармонию в осмыслении мира…
… Царь Иван Грозный в спектакле Григоровича – лирическая величина, воплощение мощи страдания и необратимости личностного крушения. Чисто художественная коллизия в чисто художественном разрешении.
В сущности все балеты Григоровича об одном – в них трагедия любви и торжество любви: «Каменный цветок», «Легенда о любви», «Спартак», «Ромео и Джульетта», «Иван Грозный»…
Каждый из них – в истории русского балета, каждый – его сегодняшний день. Мы вправе говорить даже не об эпохе Григоровича в мировом балете XX-XXI веков, но о саморазвивающемся во времени животворящем художественном творении. Имя ему – Юрий Григорович. Это знак культуры. Его балеты обобщают реально-историческое время и дарят нам время художественное – неисчерпанное и неисчерпаемое».
|
|