11 декабря 2008г. в Московском доме национальностей
при поддержке Союза армян России состоялся вечер,
посвященный 50-летию творческой деятельности клоуна и писателя Леонида
Енгибарова. На вечере была представлена новая книга о жизни и творчестве
великого мима и клоуна XX века Леонида Енгибарова (1935-1972). В текст
включены новеллы Енгибарова. Приведены уникальные фотографии его
выступлений в манеже, сделанные автором. В приложении даны стихи,
посвященные Енгибарову. Книга написана другом артиста, очевидцем многих
событий, описанных здесь. Также были представлены два фильма о Леониде
Енгибарове - «Знакомьтесь, Леонид Енгибаров» и «2 Леонид 2».
С приветственным словом выступила
ответственный секретарь Московского регионального отделения САР Светлана
Багдасарян, которая рассказала о Леониде Енгибаряне, его творческом
пути. Она поблагодарила автора книги "Леонид Енгибаров: Клоун глазами
поэта" Марию Романушко за проявленную инициативу и подарила ей
книги об Армении, изданные при спонсорской поддержке САР.
Леонид
Енгибарян родился 15 марта 1935 года в Москве. Его отец (армянин по
национальности) работал шеф-поваром в ресторане гостиницы «Метрополь»,
мать была домохозяйкой (родом из Тверской губернии). Жила семья
Енгибарянов в деревянном одноэтажном домике в Марьиной Роще.
Прежде чем посвятить свою жизнь цирку, Леонид Енгибарян перепробовал
несколько других профессий. Закончив среднюю школу в 1952 году, он
поступил в институт рыбного хозяйства. Однако, проучившись в нем всего
полгода, он перевелся в институт физкультуры. В то время он
профессионально занимался боксом и к середине 50-х сумел достичь на этом
поприще хороших результатов. На первенстве Москвы по боксу в сезоне
1952-1953 годов Енгибарян одержал 9 побед и потерпел одно поражение. В
итоге он занял 3-е место в своей весовой категории. Начав в 1952 году с
3-го разряда, он в 1954 году имел уже 1-й разряд по боксу.
В 1955 году в Государственном училище циркового искусства открывается
отделение клоунады, и Леонид принимает решение поступить на него. Его
принимают. По мнению тех, кто видел Енгибаряна в те годы, уже в училище
четко определилась его творческая индивидуальность как коверного мастера
пантомимы.
Закончив училище в 1959 году, Леонид отправляется в Ереван и поступает в
труппу армянского циркового коллектива.
Уже с первых своих шагов на арене Енгибарян стал вызывать у публики и
коллег по профессии самые противоречивые отзывы. Публика, которая
привыкла в цирке развлекаться, а не размышлять, была разочарована таким
клоуном. И многие его коллеги вскоре стали советовать ему сменить амплуа
«думающего клоуна». Стоит отдать должное Леониду, он не отрекся от
избранного пути и вскоре доказал свою правоту.
Ю. Никулин вспоминал: «Когда я увидел его в первый раз на манеже, мне он
не понравился. Я не понимал, почему вокруг имени Енгибарова такой бум. А
спустя три года, вновь увидев его на манеже Московского цирка, я был
восхищен. Он потрясающе владел паузой, создавая образ чуть-чуть
грустного человека, и каждая его реприза не просто веселила, забавляла
зрителя, нет, она еще несла и философский смысл. Енгибаров, не произнося
ни слова, говорил со зрителями о любви и ненависти, об уважении к
человеку, о трогательном сердце клоуна, об одиночестве и суете. И все
это он делал четко, мягко, необычно».
Что представляли собой миниатюры Енгибарова? Конечно, описывать
их - дело неблагодарное, их нужно видеть.
Вот описание миниатюры под названием «Жажда». В ней героя Енгибарова
мучает сильная жажда, и он замечает на высоком постаменте кувшин с
водой. Естественно, он пытается до него добраться, однако дается ему это
не сразу. Он много раз карабкается на постамент, падает, вновь
поднимается, и так несколько раз. Наконец ему удается достать кувшин, он
бережно берет его в руки, мысленно уже предвкушая тот момент, когда
живительная влага утолит его страдания. И в тот момент, когда он уже
готов опорожнить кувшин, внезапно появляется маленькая девочка. Она
подходит к нему и, показывая на кувшин, просит отдать его ей. И клоун
отдает. А девочка садится в сторонке и начинает поливать водой из
кувшина свои песочные куличики, чтобы лучше лепились. Кульминацией этой
сценки является то, как реагирует клоун на этот поступок девочки: он
начинает... улыбаться. «Клоун с осенью в душе» - так называли Енгибарова
благодарные зрители.
С ростом популярности Енгибарова на него стали обращать внимание и
представители других творческих профессий, в том числе и
кинематографисты. В 1956 году Леонид появился в крошечном эпизоде фильма
«Коммунист», сыграв одного из бандитов, убивавших главного героя картины
(его играл Е. Урбанский). Однако съемки в этом эпизоде были всего лишь
развлечением для тогда еще студента ГУЦИ Енгибарова.
В 1962 году артисту предложили сыграть в кино... самого себя. Режиссеры
«Арменфильма» Г.Малян и Л.Исаакян задумали снять фильм о цирковом клоуне
и назвали его «Путь на арену». Картина была тепло принята зрителем и
подняла популярность Енгибарова еще на одну ступеньку.
А через год после выхода картины на экран к артисту пришла и широкая
международная известность. На Международном конкурсе клоунов в Праге в
1964 году Енгибаров получил 1-ю премию - кубок имени Э. Басса. Это был
ошеломительный успех для 29-летнего артиста, которого всего лишь
несколько лет назад мало кто воспринимал всерьез.
Конец 60-х годов можно считать самым удачным в творческой карьере
Енгибарова. Он с успехом гастролирует как по стране, так и за ее
пределами (в Румынии, Польше, Чехословакии). Помимо цирка, он выступает
с «Вечерами пантомимы» на эстраде. Кроме этого, он пишет замечательную
прозу (сам В. Шукшин называет его прекрасным писателем), которую
публикуют журналы: «Волга» (1969, N 6), «Москва» (1970, N 8), «Урал»
(1971, N 7) и др. И, наконец, он снимается в кино у таких мастеров, как:
С. Параджанов (фильм «Тени забытых предков», 1964), Р. Быков
(«Айболит-66»), В. Шукшин («Печки-лавочки»), Т. Абуладзе («Ожерелье для
моей любимой», оба - 1972). Тогда же выходят и два фильма,
рассказывающие о творчестве талантливого клоуна: «Знакомьтесь, Леонид
Енгибаров» и «2 Леонид 2».
Популярность Енгибарова у зрителей была огромной, он по праву считался
одним из лучших цирковых артистов Советского Союза. В начале 1972 года с
ним произошел случай, как нельзя лучше характеризующий отношение к нему
простой публики. Леонид приехал в Ереван и пошел в родной для него цирк.
В тот момент там уже шло представление, и, чтобы не мешать, Енгибаров
тихонечко прошел в директорскую ложу и сел в углу. Однако кто-то из
актеров узнал о его присутствии, и вскоре уже весь коллектив был
оповещен об этом. Поэтому каждый из выходящих на арену артистов считал
своим долгом сделать приветствующий жест в сторону директорской ложи.
Это не укрылось и от зрителей, они стали шептаться между собой и все
чаще оглядываться в сторону ложи. В конце-концов инспектору манежа не
оставалось ничего иного, как прервать представление и объявить на весь
манеж: «Дорогие друзья! Сегодня на нашем представлении присутствует
клоун Леонид Енгибаров!» Не успело стихнуть эхо этих слов под сводами
цирка, как весь зал в едином порыве поднялся со своих мест и разразился
оглушительными аплодисментами.
Артист был крайне смущен таким вниманием к своей персоне. Пришлось ему
встать и выйти из темного угла на свет. Зрители продолжали горячо
аплодировать, он пытался движением рук их унять, но у него, естественно,
ничего не получилось. И тогда он, в благодарность за такую любовь, на
ходу придумал пантомиму: раскрыв двумя руками свою грудную клетку,
достал оттуда сердце, разрезал его на тысячи маленьких кусочков и бросил
зрителям. Это было великолепное зрелище, достойное таланта прекрасного
артиста.
Леонид Енгибаров умер в 1972 г. от разрыва сердца. Ему было всего 37
лет.
Когда Л. Енгибарова хоронили, в Москве начался проливной дождь, и
плакали не только его друзья и почитатели, но и небо оплакивало потерю
прекрасного артиста.