Мой сайт

Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 15.12.2017, 07:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2014 » Май » 3 » 15 марта родились...
14:15
 

15 марта родились...

15 марта родились...

Четверг, 15 Марта 2012 г. 00:37 + в цитатник
 (560x699, 102Kb)
1932
Ежи Гофман (Хоффман, польское имя - Jerzy Hoffman)
польский кинорежиссёр и сценарист. Родился в Кракове, в семье врачей. В 1940 году восьмилетним ребенком вместе с родителями был сослан на поселение в Сибирь. Вернулся в Польшу. Обучался в Быдгоще. В 1955 году окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии. Как режиссёр дебютировал в 1955 году. Награждён призами польского Министерства культуры. Номинировался на премию Оскар. Наиболее известен благодаря экранизациям романов Генрика Сенкевича. В четырёх фильмах исполнял роли (в 3-х из них играл самого себя), в двух был рассказчиком. Государственная премия Польши (1963, 1965, 1975). Почётный гражданин Быдгоща с 2003 года. Избранная фильмография (режиссёр и сценарист одновременно): Гангстеры и филантропы, 1963 (с Эдвардом Скужевским); Закон и кулак, 1964 (с Эдвардом Скужевским); Пан Володыёвский, 1969 (экранизация романа Генрика Сенкевича); Потоп, 1974 (экранизация романа Сенкевича); Прокажённая, 1976, по роману Хелены Мнишек; Знахарь, 1982, (экранизация романа Тадеуша Доленги-Мостовича); Прекрасная незнакомка, 1992; Огнём и мечом, 1999 (экранизация романа Сенкевича); Старинное предание, 2003 (экранизация новеллы Йозефа Игнация Крашевского); Украина - Становление нации, 2008 (документальный фильм).

1932
Юрий Васильевич Горобец
российский актер театра и кино, народный артист Российской Федерации, актер Театра имени Маяковского (1972-1982), МХАТ имени Горького (1989-1992), Московского драматического театра имени Пушкина (1961-1990 гг. и с 1998 г.). Окончил Государственный институт театрального искусства — ГИТИС в 1955 году. С 1956 года — актер Ярославского академического театра драмы имени Ф.Волкова, с 1957 года — Одесского театра. В труппу театра имени Пушкина был принят в 1961 году. Снимался в фильмах "Жажда", "Исправленному верить", "Приходите завтра", "Голубая чашка", "Кража", "Люди на болоте" (Государственная премия СССР, 1984), "Экипаж", "Преферанс по пятницам", "Авантюра"

1932
Анатолий Васильевич Ниточкин
российский кинорежиссер, оператор. Снял фильмы "Сережа", "Путь к причалу". Режиссер и оператор документальных фильмов "Гвоздики нужны влюбленным", "Твоя большая Сибирь", "Улица надежд". Постановщик фильмов "Друг Тыманчи", "Самые красивые корабли", "Роса", "Долг", "Когда уходят киты", "Белый шаман"

1933
Филипп де Брока (французское имя - Philippe de Broca)
французский кинорежиссёр, кавалер ордена Почётного легиона. Известен как постановщик лёгких комедий с участием Жана-Поля Бельмондо, Анни Жирардо, Филиппа Нуаре и других. О кино де Брока мечтал с раннего детства. Он окончил Высшую техническую школу фотографии и кино в Париже, после чего работал оператором и ассистентом режиссёра у Клода Шаброля и Франсуа Трюффо. Затем снял несколько короткометражных фильмов. Первый собственный художественный фильм снял в 1960 году. Среди наиболее известных киноработ режиссёра — «Великолепный», «Неисправимый», «Нежный полицейский», «Украли бедро Юпитера» и другие. Последний фильм Филиппа де Брока «Гадюка в кулаке» (экранизация романа Эрве Базена) был задуман как часть кинотрилогии. Однако вскоре после премьеры фильма де Брока умер в клинике города Нейи-сюр-Сен от рака 26 ноября 2004 года. Ассистент режиссёра: 1959 — На двойной поворот / A Double Tour; 1959 — Четыреста ударов / Les Quatre Cent Coups. Режиссёр – Короткометражные: 1953 — Les trois rendez-vous; 1954 — Salon nautique (документальный); 1954 — Sous un autre soleil (документальный); 1956 — Opйration gas-oil (документальный). Режиссёр – Полный метр: 1960 — Весельчак / Le Farceur; 1960 — Любовные игры / Les Jeux de l'amour; 1961 — Любовник на пять дней / L'Amant de cinq jours; 1962 — Картуш / Cartouche; 1962 — Семь смертных грехов / Les Sept pйchйs capitaux; 1963 — Счастливчики / Les Veinards; 1964 — Человек из Рио / L'Homme de Rio; 1964 — Компаньон / Un monsieur de compagnie; 1965 — Злоключения китайца в Китае / Les Tribulations d'un Chinois en Chine; 1966 — Король сердец / Le Roi de cur; 1967 — Древнейшая профессия в мире / Le Plus Vieux Mйtier du monde; 1969 — Дьявола за хвост / Le Diable par la queue; 1970 — Капризы Марии / Les Caprices de Marie; 1971 — Побег / La Poudre d'escampette; 1972 — Дорогая Луиза / Chиre Louise; 1973 — Великолепный / Le Magnifique; 1975 — Неисправимый / L'Incorrigible; 1977 — Жюли "Банный лист" / Julie pot de colle; 1978 — Нежный полицейский / Tendre Poulet; 1979 — Кавалер (приводится также перевод «Гуляка») / Le Cavaleur; 1980 — Украли бедро Юпитера / On a volй la cuisse de Jupiter; 1981 — Психотерапевт / Psy; 1983 — Африканец / L'Africain; 1986 — Цыганка / La Gitane; 1988 — Шуаны / Chouans!; 1990 — 1001 ночь / Les 1001 nuits; 1991 — Ключи от рая / Les Clйs du paradis; 1997 — Горбун / Le Bossu; 2000 — Амазония / Amazone; 2004 — Гадюка в кулаке / Vipиre au poing. Сценарист: Помимо своих собственных фильмов: 1967 — Не играйте с марсианами / Ne jouez pas avec les Martiens. Актёр: 1958 — Красавчик Серж / Le Beau Serge; 1959 — Четыреста ударов / Les Quatre Cent Coups; 1959 — На последнем дыхании / А bout de souffle; 1960 — Любовные игры / Les Jeux de l'amour; 1962 — Картуш / Cartouche; 1966 — Король сердец / Le Roi de cur; 1969 — Дьявола за хвост / Le Diable par la queue; 1973 — Великолепный / Le Magnifique; 1986 — Цыганка / La Gitane; 2000 — Мечта всех женщин / Meilleur espoir feminin.

1933
Герберт Александрович Ефремов
российский ученый в области ракетно-космической техники, с 1991 г. генеральный директор — генеральный конструктор ОАО "ВПК "НПО машиностроения". Родился в селе Малое Заречье Белозерского района Вологодской области. Он пришел в ОКБ-52 в 1956 г. после окончания Ленинградского военно-механического института. Работал инженером, старшим инженером, заместителем начальника отдела, заведующим отделом. С 1964 г. он - начальник конструкторского бюро ОКБ-52 Министерства общего машиностроения, а с 1971 г. - заместитель главного конструктора ЦКБ машиностроения. С 1983 г. он занимает должность заместителя генерального конструктора предприятия, одновременно являясь главным конструктором комплексов. В 1984 г. Г.А.Ефремов назначен генеральным конструктором НПО машиностроения Министерства общего машиностроения, с 1989 г. - генеральный конструктор НПО. В настоящее время Г.А.Ефремов является генеральным директором и генеральным конструктором ЦКБ машиностроения Научно-производственного объединения машиностроения. Г.А.Ефремов принимал участие в создании ракетного оружия: противокорабельных крылатых ракет, крылатых ракет подводного базирования, межконтинентальных баллистических комплексов УР-100 и УР-100Н (SS-11 и SS-19), а также космических аппаратов, автоматической станции "Протон", орбитальных станций "Салют", автоматических станций радиолокационного зондирования Земли серии "Алмаз". Под его руководством в НПОмаш разрабатывались КР "Метеорит", ПКР "Яхонт" (П-800), "Альфа", МБР "Альбатрос", ракета-носитель "Стрела", космические аппараты. Г.А.Ефремов - член Национального экономического совета, член Межведомственной комиссии по оборонной безопасности Российской Федерации. Кандидат технических наук, профессор МГТУ. Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, почетный гражданин города Реутова.

1933
Борис Асафович Мессерер
русский театральный художник. Член-корреспондент Академии Художеств СССР (1991), народный художник Российской Федерации (1994), лауреат Государственной премии Российской Федерации (1995). Родился в Москве, сын артиста балета и балетмейстера А.Мессерера и актрисы немого кино А.Судакевич. Окончил Московский архитектурный институт (1956), где учился у А.Дейнеки, посещал мастерскую графика А.Фонвизина. В 1956–1957 в составе авторской группы (А.Гончаров, А.Васнецов, В.Эльконин, И.Бруни) работал над панно Москва для главного павильона выставки «EXPO-58» в Брюсселе. Первой театральной работой стал спектакль Третье желание В.Блажека в «Современнике» (постановка Е.Евстигнеева, 1960). В дальнейшем сотрудничество Мессерера с «Современником» продолжилось, им были оформлены спектакли Белоснежка и семь гномов Л.Устинова и О.Табакова (постановка Табакова, 1961), Старшая сестра А.Володина (постановка Б.Львова-Анохина, 1962), Назначение Володина (постановка О.Ефремова, 1963), Сирано де Бержерак Э.Ростана (постановка Ефремова и И.Кваши, 1964), Принцесса и дровосек М.Микаэлян и Г.Волчек (постановка Волчек и О.Даля, 1969). После сотрудничества с «Современником» Мессерер работал над сценографией к спектаклям разных театров, в том числе: Неоконченный диалог В.Чичкова (режиссёр Е.Симонов, 1976) и Три возраста Казановы по М.Цветаевой (режиссёр Е.Симонов, 1985) – в Театре имени Евг.Вахтангова; Дальше – тишина В.Дельмар (режиссёр А.Эфрос, 1969) и Орнифль, или Сквозной ветерок Ж.Ануя (режиссёр С.Юрский, 1986) – в Театре имени Моссовета; Малыш и Карлсон, который живет на крыше А.Линдгрен (постановка М.Микаэлян, 1968), Самоубийца Н.Эрдмана (режиссёр В.Плучек, 1982, возобновлен в 1987), Трибунал В.Войновича (режиссёр Плучек, 1989) – в Театре Сатиры; Парусиновый портфель М.Зощенко (режиссёр О.Ремез, 1966), Похождения бравого солдата Швейка Я.Гашека (режиссёр Ремез, 1971), Недоросль Д.Фонвизина (режиссёр Ремез, 1975) – в Театре имени Пушкина; Покровские ворота Л.Зорина (режиссёр М.Козаков, 1974) – в театре на Малой Бронной; Круг С.Моэма (режиссёр Т.Ахрамкова, 1988), Валенсианские безумцы Л.де Веги (режиссёр Ахрамкова, 1990), Горбун С.Мрожека (режиссёр А.Гончаров, 1991) – в театре имени Маяковского и др. Начав в начале 1960-х годов в «Современнике» сотрудничество с Ефремовым, Мессерер позже его продолжил, оформив спектакли возглавляемого Ефремовым МХАТа Сладкоголосая птица юности Т.Уильямса (постановка В.Шиловского, 1975), Принц и нищий С.Михалкова по М.Твену (постановка Л.Танюка, 1980), Трагики и комедианты В.Арро (постановка Н.Скорик, 1991), Последняя ночь Отто Вейнингера Е.Соболя (режиссёр Г.Бессер, 1991), Осколки разбитого вдребезги, композиция Я.Смоленского по А.Аверченко (режиссёр Р.Сирота, 1991), Из жизни дождевых червей П.-У.Энквиста (режиссёр М. Кочетков, 1991), Горе от ума А.Грибоедова (постановка Ефремова, 1992), Молочный фургон не останавливается больше здесь Уильямса (постановка В.Долгачева, 1993), Мишин юбилей А.Гельмана и Р.Нельсона (постановка Ефремова, 1994), Борис Годунов Пушкина (постановка Ефремова, 1994), Преступление и наказание по Ф.Достоевскому (режиссёр В.Сергачев, 1996), Привидения Х.Ибсена (режиссёр Скорик, 1999). В 1990–1997 Мессерер – главный художник МХАТ имени Чехова. Мессерер является также автором сценографии к ряду оперных и балетных спектаклей. На премьере первого оформленного им балета Подпоручик Киже С.Прокофьева в Большом театре (балетмейстеры А.Лапаури, О.Тарасова, 1963) А.Тышлер сказал: «Родился новый художник». Сотрудничество с музыкальными театрами было плодотворным: Золушка Прокофьева (Тбилисский театр оперы и балета имени Палиашвили, балетмейстер В.Чабукиани, 1966), Кармен-сюита Ж.Бизе–Р.Щедрина (Большой театр, балетмейстер А.Алонсо, 1967), Ромео и Джульетта Прокофьева (Тбилисский театр имени Палиашвили, балетмейстер Д.Дадишкилиани, 1969), Левша Б.Александрова (Ленинградский театр оперы и балета имени Кирова, балетмейстер К.Сергеев, 1976), Спартак А.Хачатуряна (Ереванский театр оперы и балета имени Спендиарова, балетмейстер В.Галстян, 1978), Щелкунчик П.Чайковского (Театр «Кремлевский балет», балетмейстер А.Петров, 1993), Конек-Горбунок Щедрина (Большой театр, балетмейстер Н.Андросов, 1999) и др. Среди зарубежных работ Пиковая дама (Лейпциг, 1964) и Лебединое озеро Чайковского (София, 1981). Мессерер оформил телевизионные фильмы и спектакли Уступи место завтрашнему дню (Дальше – тишина) (режиссёр А.Эфрос, 1969), Феерическая комедия (Клоп) (режиссёр С.Юткевич, 1971), Лев Гурыч Синичкин (режиссёр А.Белинский, 1974), Двенадцать стульев (режиссёр М.Захаров, 1980) и др. Многие годы занимался оформлением книг. В 1980 участвовал в издании журнала «Метрополь» вместе с Б.Ахмадуллиной, А.Битовым, В.Ерофеевым и др. Работал и как художник-мультипликатор, создавал костюмы для ансамблей народного танца. Много занимался станковой живописью, графикой, коллажем, инсталляцией. Участник московских, всероссийских, всесоюзных и зарубежных художественных выставок, в том числе в Лондоне, Сан-Паулу, Праге, Милане, Венеции, Эдинбурге, Бостоне. Персональные выставки Мессерера: МОСХ РСФСР (Москва, 1981), Выставочный зал Союза Художников (Москва, 1983), Выставочный зал Союза Художников Грузии (Тбилиси, 1984), Дворец искусств (Санкт-Петербург, 1989), Центральный Дом Художника (Москва, 1990), Государственный Музей изобразительных искусств имени А.Пушкина совместно с Российской Академией Художеств (2000).

1933
Игнатий Иванович Ортонулов
российский график, заслуженный художник РСФСР (1982 г.), народный художник Республики Алтай (2004). Жил в Горно-Алтайске. Участник региональных, областных и московских выставок. Произведения мастера находятся во многих музеях и частных собраниях.

1934
Йост Вакано
немецкий и американский оператор.

1934
Тамара Акашевна Кокова
актриса, заслуженная артистка РСФСР (1971). Родилась в Нальчике. В 1958 году окончила Государственный театральный институт имени А.В.Луначарского. С 1959 года — актриса киностудии "Грузия-фильм". С 1961 г. в Театре-студии киноактера. Среди ролей в кино: Марьям («Шарф любимой», 1956), Халима («Двое из одного квартала», 1957), Фатима («Фатима», 1958). Среди ролей 60-70-х гг. – Зульфия («Хамза»), Зумрад («Зумрад»), жена Джапаридзе («26 бакинский комиссаров»), Софья («Земля отцов»), Розия («Белый рояль»), Норбиби («Третья дочь»).

1934
Алексей Степанович Пьянов
российский писатель, журналист. В 1985-2000 гг. главный редактор журнала "Крокодил". Автор серии книг о жизни и творчестве А.С.Пушкина, более 15 книг прозы, поэзии, юмористических и сатирических произведений, переведенных на многие языки

1934
Владимир Игоревич Яковлев
русский художник, мастер живописи, представитель «неофициального» искусства в духе «новой фигурации». Родился в городке Балахна (Горьковская область) в семье служащих. После того как семья обосновалась в Москве, работал курьером в издательстве «Искусство» (с 1944), затем учился на ретушера. Как живописец сформировался в основном самостоятельно. Подобно многим другим художникам-нонконформистам, испытал особое, по-своему путеводное впечатление от образцов западного арт-авангарда, впервые после долгого запрета продемонстрированных в Центральном парке культуры и отдыха во время VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Его первой персональной экспозицией явилась однодневная выставка, устроенная (соместно с Э.А.Штейнбергом) в Музее Ф.М.Достоевского в 1963, а зарубежным дебютом – выставка «Русский авангард в сегодняшней Москве» в Галерее Гмуржинска (Кёльн; 1970). Много времени провел в психиатрических лечебницах, постоянно страдая от тяжелых недугов, в первую очередь – прогрессирующего упадка зрения. Писал преимущественно гуашью по бумаге, предпочитая сдержанные, прохладные тональности. Прошел через увлечение беспредметной живописью, испытал влияние П.Пикассо, мотивы которого порой воспроизводил (Кошка с птицей в зубах, 1973, Музей «Другое искусство» при Российском гуманитарном университете). Зрелые вещи Яковлева созданы в русле «новой фигурации», послевоенного авангардного течения, вернувшегося от абстракции к предмету, но предмету, воспринятому с новой трагической остротой. Его портреты, натюрморты, а также знаменитые яковлевские «цветы» (столь же меланхоличные и «одинокие», как и его персонажи) представляют собой лирические исповеди, впечатляющие своей напряженной экспрессией (Коллекционер Л.П.Талочкин, 1973; Цветы 1973 и 1974; там же). Образуя однородные по сюжетам циклы, картины и листы Яковлева в совокупности слагаются в непрерывный «поток» живописного сознания, пытающегося прорваться за пределы подступающей слепоты (в поздний период художник работал, придвигая лицо почти вплотную к красочной поверхности). В период перестройки, на рубеже 1980–1990-х годов, в прессе развернулась кампания по учреждению общественного опекунства над художником (с привлечением средств от продажи его произведений) – в целях создания оптимальных условий для его творчества. Данные планы отчасти осуществились, однако Яковлев после этого прожил совсем недолго. Умер в Москве 10 октября 1998 года.


22 (681x699, 85Kb)
1935
Леонид Георгиевич Енгибаров (Енгибарян)
известный цирковой артист, клоун-пантомимист. Леонид Енгибаров родился в Москве в семье шеф-повара ресторана московской гостиницы "Метрополь". Прежде чем посвятить свою жизнь цирку, он перепробовал несколько других профессий. Закончив среднюю школу в 1952 году, поступил в Институт рыбного хозяйства. Однако, проучившись в нем всего полгода, перевелся в Институт физкультуры. В то время он профессионально занимался боксом и к середине 1950-х сумел достичь на этом поприще хороших результатов. В 1955 году в Государственном училище циркового искусства открылось отделение клоунады, и Леонид принял решение туда поступить. Уже в училище четко определилась его творческая индивидуальность как коверного мастера пантомимы. Закончив училище в 1959 году (в его аттестате была всего лишь одна тройка - по технике безопасности), Леонид отправился в Ереван и поступил в труппу армянского циркового коллектива. В отличие от большинства тогдашних клоунов, которые веселили зрителей с помощью стандартного набора трюков, Енгибаров пошел совершенно иным путем и, наверное, впервые стал создавать на арене цирка поэтическую клоунаду. Его репризы не ставили своей основной целью выжать из зрителя как можно больше смеха, а заставляли его думать, размышлять. Вот содержание одной из его миниатюр под названием «Жажда». В ней героя Енгибарова мучает сильная жажда, и он замечает на высоком постаменте кувшин с водой.
 (523x698, 284Kb)
Естественно, он пытается до него добраться, однако дается ему это не сразу. Он много раз карабкается на постамент, падает, вновь поднимается. Наконец ему удается достать кувшин, он бережно берет его в руки, мысленно уже предвкушая тот момент, когда живительная влага утолит его страдания. И в тот момент, когда он уже готов опорожнить кувшин, внезапно появляется маленькая девочка. Она подходит к нему и, показывая на кувшин, просит отдать его ей. И клоун отдает. А девочка садится в сторонке и начинает поливать водой из кувшина свои песочные куличики, чтобы лучше лепились. Кульминация этой сценки - реакция клоуна на поступок девочки: он начинает... улыбаться. «Клоун с осенью в душе» - так называли Енгибарова благодарные зрители. На Международном конкурсе клоунов в Праге в 1964 году Енгибаров получил Первую премию - кубок имени Э.Басса. Это был ошеломительный успех для 29-летнего артиста, которого всего лишь несколько лет назад мало кто воспринимал всерьез. Конец 1960-х годов можно считать самым удачным в творческой карьере Енгибарова. Он с успехом гастролирует как по стране, так и за ее пределами (в Румынии, Польше, Чехословакии). Помимо цирка, он выступает с «Вечерами пантомимы» на эстраде, пишет прозу (сам В.Шукшин называет его прекрасным писателем), снимается в кино у таких мастеров, как С.Параджанов («Тени забытых предков»), Р.Быков («Айболит-66»), В.Шукшин («Печки-лавочки»), Т.Абуладзе («Ожерелье для моей любимой»). В 1972 году выходят и два фильма, рассказывающие о творчестве талантливого клоуна: «Знакомьтесь, Леонид Енгибаров»" и «2 Леонид 2». Умер замечательный артист в Москве 25 июля 1972 года от разрыва сердца. Ему было всего 37 лет. Литература: Дмитриев Ю. Советский цирк сегодня. Москва, 1968.

1935
Владимир Антонович Потапенко
Главный инженер. Принимал участие в разработке и создании комплексов гироскопических приборов для изделий Р-5, Р-7, Р-16, УР-100, УР-100К, Р-36М и космических аппаратов станций «Луна», «Салют», «Мир» и других. Большое внимание уделял метрологическому обеспечению производства и внедрению вычислительной техники при расчетно-теоретических работах при создании комплексов приборов, а также внедрению автоматизированных методов проверки приборов, находящихся в эксплуатации. Лауреат Государственной премии (1971 г.), награжден орденами Трудового Красного Знамени и "Знак Почета", кандидат технических наук. Умер 4 февраля 1994 года.

1935
Джадд Хёрш
американский актер.

 (523x699, 63Kb)
1937
Валентин Григорьевич Распутин
выдающийся советский российский писатель и общественный деятель, член Союза писателей СССР. Родился в посёлке городского типа Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье Григория Никитича (1913-1974) и Нины Ивановны (1911-1995) Распутиных. Детские годы будущего писателя прошли в селе Аталанка, в 400 км от Иркутска. В 1954 году окончил среднюю школу. В 1959 году окончил историко-филологический факультет Иркутского университета, в течение ряда лет – до того, как стать профессиональным писателем, – работал журналистом в Сибири. Жил в Москве и в Иркутске. Творчество Распутина во многом автобиографично, что подчеркнуто названием первого сборника его рассказов «Я забыл спросить у Лёшки» (1961), за которым последовали «Край возле самого неба» (1966) и «Человек с того света» (1967). Основное место действия его произведений – Приангарье: сибирские деревни и посёлки. Повесть «Деньги для Марии» (1967), конфликт которой основан на столкновении традиционных нравственных ценностей и материальных реалий современной жизни, принесла Распутину широкую известность. Следующая повесть «Последний срок» (1970) ознаменовала начало, самого продуктивного этапа творчества Распутина (1970-е годы). К нему также относятся сборник рассказов «Вверх и вниз по течению» (1972), повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матёрой» (1976) – вершина творчества писателя. Из произведений Распутина, созданных в последующие, во многом кризисные для писателя и, как ему представляется, для всей русской литературы годы, выделяется повесть «Пожар» (1985), воспроизводящая целый ряд мотивов повестей 1970-х годов, окрашенных в апокалиптические тона. В 1967 году Распутин стал членом Союза писателей СССР. Распутин в 1970-х годах изображает современную действительность сквозь призму природно-космического порядка бытия. Складывается особая распутинская мифопоэтика, подвигающая исследователей его творчества сравнивать его с У.Фолкнером и Г.Гарсиа Маркесом. Художественное пространство прозы этого периода Распутина организовано по вертикальной оси «земля» – «небо» – как система восходящих окружностей: от «житейской круговерти» до «вечного круговорота жизни» и круговращения небесных светил. В своём творчестве Распутин исходит из представления о норме жизни, заключающейся во взаимной согласованности противоположных начал бытия. Залогом такого целостного гармонического восприятия мира является жизнь и труд человека на земле в согласии со своей совестью, с самим собой и жизнью природы. Главная героиня повести «Последний срок» – умирающая старуха Анна, воскрешая в памяти прожитую жизнь, ощущает свою причастность к вечному круговороту природного бытия, переживает таинственность смерти как главного события в жизни человека. Ей противопоставлены четверо её детей, приехавших проводить мать в последний час и вынужденных находиться рядом с ней три дня, на которые Бог отсрочил её уход. Их поглощенность повседневными заботами, их суетливость и суетность резко контрастируют с духовной работой, происходящей в угасающем сознании старой крестьянки (авторское повествование включает в себя обширные пласты не собственно прямой речи, представляющей мысли и переживания героев повести, прежде всего, самой Анны). «Последний срок» – элегический пролог трагедии, которую запечатлевает Распутин в повести «Живи и помни» (1974; Государственная премия, 1977): старуха Анна и её непутевые дети всё же собираются в её «последний срок» под общей отцовской крышей, а вот дезертировавший из армии Андрей Гуськов (события, описываемые в «Живи и помни», относятся к концу Великой Отечественной войны) целиком отрезан от мира. Символ его безысходного одиночества и нравственного одичания – волчья нора на острове посреди Ангары, где он скрывается от людей и властей. Его жене Настёне, тайком от людей навещающей мужа, всякий раз приходится переплывать реку – преодолевая водную преграду, которая во всех мифах отделяет мир живых от мира мертвых. Настёна – подлинно трагическая героиня, оказывающаяся в положении невозможного выбора между любовью к мужу, (Андрей и Настёна – венчанные в церкви муж и жена) и необходимостью жизни в миру, среди людей, ни в одном из которых она не может найти ни сочувствия, ни поддержки. Поселковая жизнь, окружающая героиню повести – уже не тот цельный гармоничный замкнутый в своих границах крестьянский космос, символом которого в «Последнем сроке» предстает изба Анны. Самоубийство Настёны, уносящей с собой в глубокие воды ещё одну народившуюся жизнь: ребёнка Андрея, которого страстно желала и зачала с ним в его волчьем логове, становится трагическим искуплением вины Андрея, но не может вернуть ему человеческого облика. Звучащие уже в «Последнем сроке» темы расставания с поколениями людей, живших и трудившихся на земле, прощания с матерью-прародительницей, с миром праведников трансформируются в сюжете повести «Прощание с Матёрой» (1976) в миф о гибели всего крестьянского мира. На «поверхности» сюжета повести – история затопления расположенного на острове сибирского села Матёры волнами «рукотворного моря». В противоположность острову из «Живи и помни», остров Матёра (материк, твердь, суша), постепенно уходящий на глазах читателей повести под воду, – символ земли обетованной, последнее пристанище тех, кто живет по совести, в согласии с Богом и с природой. Доживающие свои последние дни старухи во главе с праведницей Дарьей отказываются переселяться в новый посёлок (новый мир) и остаются до смертного часа охранять свои святыни – крестьянское кладбище с крестами и царственный листвень, языческое Древо жизни. Лишь один из переселенцев – Павел – навещает Дарью в смутной надежде прикоснуться к истинному смыслу бытия. В противоположность Настёне он плывет из мира «мертвых» (механической цивилизации) в мир живых, но это – погибающий мир. В финале повести на острове остается только мифический Хозяин Острова, отчаянный крик которого, звучащий в мертвой пустоте, завершает повествование. Девять лет спустя в повести «Пожар» (1985) Распутин вновь обращается к теме гибели общинного мира – на сей раз не в воде, а в огне, в пожаре, охватившем торговые склады леспромхозовского поселка, символически возникшего на месте затопленной деревни. Вместо того чтобы совместно бороться с бедой, люди поодиночке, состязаясь друг с другом, растаскивают выхваченное из огня добро. Главный герой повести шофер Иван Петрович, с точки зрения которого описывается происходящее на горящих складах, – уже не прежний распутинский герой-праведник: он находится в неизбывном конфликте с самим собой, ищет и не может найти «простоту смысла жизни». Соответственно, усложняется и дисгармонизируется авторское видение мира. Отсюда – эстетическая двойственность стиля «Пожара», в котором запечатленный во всех подробностях образ горящих складов, соседствует с символико-аллегорическими обобщениями и публицистическими зарисовками «кочевого» быта леспромхоза. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1987 года за большие заслуги в развитии советской литературы, плодотворную общественную деятельность и в связи с пятидесятилетием со дня рождения писателю Распутину Валентину Григорьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Эти же публицистические интонации становятся всё более ощутимы в прозе Распутина второй половины 1980-х – 1990-х годов. Аляповато-лубочное изображение в рассказах «Видение», «Вечером», «Нежданно-негаданно», «Новая профессия» (1997) нацелено на прямолинейное (а порой и агрессивное) обличение происходящих в России в постперестроечное время перемен. Вместе с тем, в лучших из них, таких как «Нежданно-негаданно» (история городской девочки-побирушки Кати, подброшенной в деревню сквозному персонажу последних распутинских рассказов Сене Позднякову), сохраняются следы былого стиля Распутина, тонко чувствующего природу, продолжающего разгадывать тайну человеческого бытия, всматриваясь туда, где лежит продолжение земного пути. По произведениям Распутина поставлены фильмы: «Уроки французского» (1978), «Прощание», «Продаётся медвежья шкура» (оба – 1980), «Живи и помни» (2008). В последние годы Распутин занимается в основном публицистикой, пишет статьи. В 2004 году опубликовал книгу «Дочь Ивана, мать Ивана». В 2006 году вышло третье издание альбома очерков писателя «Сибирь, Сибирь» (предыдущие издания 1991, 2000). С началом «перестройки» Распутин включился в широкую общественно-политическую борьбу. Он был одним из самых деятельных противников «поворота северных рек». В 1989-1991 годах депутат Верховного Совета СССР, выступал с горячими патриотическими речами, впервые процитировал слова П.А.Столыпина о «великой России» («Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия»). В июле 1991 года подписал обращение «Слово к народу». Летом 1989 года на первом съезде народных депутатов СССР Валентин Распутин впервые высказал предложение о выходе России из СССР. В 1990-1991 годах член Президентского совета СССР. Живёт и работает в Иркутске. Награждён советскими двумя орденами Ленина (1984, 1987), орденом Трудового Красного Знамени (1981), орденом «Знак Почёта» (1971), российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-й (8 марта 2007) и 4-й (28 октября 2002) степени, медалями. Лауреат Государственной премии СССР (1977, 1987), премии Фонда Святого Андрея Первозванного «За веру и верность» (1997), премии Александра Солженицына (2000), Международной премии имени Ф.М.Достоевского (2002), Всероссийской литературной премии имени С.Т.Аксакова (2005). Почётный гражданин Иркутска (1986) и Иркутской области (1998).

1937
Стивен Дж.Фридмен
американский продюсер.

1937
Шота Яманидзе
грузинский футболист, полузащитник и капитан тбилисского «Динамо», чемпион СССР 1964 года, заслуженный мастер спорта. Погиб в автокатастрофе.

1938
Чарльз Ллойд
американский тенор, сопрано-саксофонист, флейтист. С десяти лет брал частные уроки, начал играть в группах ритм-энд-блюза (в частности, в группе Би Би Книга), в 1956-1957 гг. занимался композицией и аранжировкой в университете Южной Калифорнии. Стал известен как флейтист квинтета Чико Хамильгона (1961-1963), затем собрал квартет, в который вошли гитарист Габор Сабо, контрабасист Альберто Стенсон, барабанщик Пит ЛаРокка. В 1966 г. создал новый квартет (Кит Джаррет - фортепиано, Джек ДеЖонетт - ударные, Сесил МакБо и вскоре сменивший 1-го Рон МакКлюэ), добившийся признания Европе в 1966-1967 гг. За полтора года квартет совершил шесть европейских туров, в мае 1967 г. выступил на 15-м таллиннском фестивале («Таллин-67, пл. 2»). В конце 60-х гг. стал одним из первых музыкантов, использовавших рок-ритмику. В начале 70-х гг. увлекся йогой, переехал в Калифорнию на унаследованную им ферму, преподавал в Калифорнийском техническом университете, написал докторскую диссертацию. Читал лекции в колледжах и тюрьмах, получил звание учителя трансцендентальной медитации. На сцену вернулся только в 1980 г., выступал, как правило, с европейскими музыкантами (в том числе с Мишелем Петруччиани).

1938
Лионелла Ивановна Пырьева (Скирда до 1968 года, Стриженова.)
актриса ("Братья Карамазовы", "Опасные гастроли", "Мой любимый клоун"). Родилась в Москве. Окончила Государственный институт театрального искусства имени А. В.Луначарского (1961). В 1961-1964 — актриса драматического театра имени К.С.Станиславского, с 1964 — Театра-студии киноактера. Заслуженная артистка РСФСР (1990).

1938
Владимир Вячеславович Стрелков
режиссер игрового кино, драматург. Родился в местечке Ильинский Погост, Московская область. Окончил режиссерский факультет ВГИКа (1964, мастерская учебного кино Л.Кристи). Режиссер научно-популярного, документального и игрового кино. Параллельно учебе работал режиссером Нижне-Волжской и Казанской студий кинохроники. С 1970 - режиссер Центрнаучфильма", с 1971 - ТО "Экран" ЦТ. Заслуженный деятель искусств Марийский АССР (1971).

1939
Бимбулат Заурекович Ватаев
российский актер, снимавшийся на разных студиях СССР. Родился в селе Новый Батакоюрт, Северная Осетия. Народный артист Северо-Осетинской АССР (1968); Лауреат Государственной премии Таджикской ССР имени Рудаки (1973, за участие в дилогии «Подвиги Рустама»).Окончил Театральное училище имени Б.В.Щукина (1964, курс А.А.Орочко).

1939 г.
Виталий Иванович Костин
директор - генеральный конструктор ФГУП "Опытное конструкторское бюро машиностроения имени И.И.Африкантова". Родился с. Ново-Нежино, Шкотовского района, Приморского края. Окончил Горьковский политехнический институт (1962 г.), по специальности «Судовые энергетические установки». С 1962 – 1964 гг. – Горьковский машиностроительный завод. С 2003 г. - Директор – генеральный конструктор Федерального научно-производственного центра «Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения имени И.И.Африкантова» (ФГУП «ОКБМ»). Виталий Иванович Костин является кандидатом технических наук, Лауреатом Государственной премии, Заслуженным машиностроителем Российской Федерации.

1939
Анатолий Николаевич Панин
режиссер документального кино.

1939
Ева Пап
венгерская актриса.

1940
Геральд Суренович Бежанов
российский режиссер, сценарист и продюсер. Родился в Тбилиси.В 1967 окончил юридический факультет Тбилисского государственного университета, в 1973 - режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Л.Кулешова и А.Хохловой). Помощник режиссера на фильме "Нино" (1959), принимал участие в создании фильма "Цвет граната" ("Саят-Нова" - 1970) и н/п фильма "Акоп Овнатанян" - 1970). Автор и соавтор сценариев к своим фильмам.

1940
Элизат Эльбаевна Кулиева
Актриса. Окончила Театральное училище (ВУЗ) имени М.С.Щепкина (1963 г.), педагог - Пашенная В.Н. Работает в Балкарском государственном Драматическом театре имени Кайсына Кулиева. Заслуженная артистка Кабардино-Балкарии.

1940
Владиславас Чесюнас
заслуженный мастер спорта (1972) по гребле на байдарках и каноэ. Олимпийский чемпион (1972). Чемпион мира (1973-1975), СССР (1970, 1972-1974).

1940
Фил (Филип Чэпмен) Леш
американский рок-музыкант, бас-гитарист группы The Grateful Dead.

1940
Евгений Ефимович Потиевский
российский оператор. В 1971 г. окончил ВГИК. В кино с 1955 г. С 1962 г. в научно-популярном кино. Снял фильмы: «Перед грозой» (1970), «Да здравствует коммуна!» (1971), «Один Тамм» (1972), «Серебряные трубы» (1973), «Сказка про ветер» (1975), «Юрка-Мурка» (1976), «Счастливая жизнь Вольфганга Амадея Моцарта» (1977, сценарист совместно с В.С.Лопатиным), «Генетика и мы» (1978), «Ветер солнца» (1979), «Поэт и революция» (1980, сценарист), «Один из вечных миров» (1981) и др.

1941
Майк Лав
музыкант американской группы The Beach Boys.

1941
Валерий Михайлович Угаров
российский режиссер. Окончил школу при Художественном институте имени Сурикова (1959) и Архитектурный институт (1970). В 1960-1961 гг. учился на курсах при киностудии «Союзмультфильм», с 1964 г. работает на этой студии. Художник-постановщик мультфильмов в киноальманахе «Веселая карусель», мультфильма «Шкаф» (режиссер А.Ю.Хржановский). Поставил фильмы в 3-5 выпусках «Веселой карусели» - «Разгром» (1971), «Про чудака лягушонка» (1972), «Не про тебя ли этот фильм?» (1973), в 19-м выпуске – «Бабочка и Тигр» (1979), а также мультфильмы «Проделки в школе» (1974, совместно с А.А.Петровым и Г.М.Сокольским), «Шкатулка с секретом» (1976), «Халиф-аист» (1981). В фильме «На задней парте» (два выпуска, 1978-1979) сочетает элементы познавательно-воспитательные с яркой комедийной трактовкой типизированных характеров школьников.

1942
Яков Сергеевич Назаров
режиссер научно-популярного кино.

 (700x520, 103Kb)
1943
Дэвид Кроненберг
канадский режиссер, актер. Родился в Торонто, Канада. Отец – журналист, мать – учитель игры на фортепиано. В детстве мальчик писал рассказы и играл на гитаре. Окончил университет Торонто, получив степень бакалавра по литературе. В середине 1970-х работал на канадском телевидении, снимая серии различных научно-фантастических сериалов. Известность среди ограниченного круга канадских интеллектуалов ему принесли малобюджетные фильмы ужасов Мурашки (1975) и Особи (1979, в главной роли Оливер Рид), поставленные в крайне натуралистичном ключе и ставившие в основу сюжета виды мутации, превращавшие людей в страшные, несущие смерть существа. Популярность за пределами Канады приносят Сканнеры (1981) – рассказ о борьбе за власть в сообществе людей, владеющих телекинезом, Фильм имел успех в кинопрокате и оказал большое влияние на развитие кинофантастики. Попытка режиссера проявить себя в высокобюджетном голливудском кино, Видеодром (1983, в главной роли Джеймс Вудс), себя не оправдала. В том же году снимает, возможно, свой лучший, лишенный патологии и безвкусицы большинства его работ, фильм. Темная зона, экранизация романа С.Кинга, история человека, после автокатастрофы пролежавшего в коме пять лет и очнувшегося с даром телепатии, возможности не только читать мысли других людей, но и предвидеть будущее. Свой дар телепат направляет на помощь людям, помогая спасти ребенка и схватить маньяка. Он погибает, предотвратив, ни много ни мало Третью мировую войну. Фильм тщательно и детально рассказывает историю в манере точной, минималистской режиссуры, а актер Кристофер Уокен со своими глубокими голубыми глазами, настолько великолепно сыграл, что словно родился для главной роли. Тему физической мутации, приводящей к полному изменению личности Кроненберг доводит до совершенства в хите 1986 Муха, римейке одноименной киноленты 1958. Молодой ученый (Джефф Голдблюм) проводит на себе эксперимент по телепортации (мгновенному переносу на расстояние). Во время эксперимента в капсулу, где находится ученый, попадает муха. Происходит слияние организмов и постепенно ученый утрачивает присущие человеку моральные ценности, превращаясь в существо, стремящееся к агрессии и власти. В фильме чувствуется и традиционный для искусства 20 в. сюжет о личности, стремящейся доминировать над другими, но ставшей жертвой своих же амбиций. Сложные идеи реализованы Кроненбергом в рамках научно фантастического жанра, с увлекательным сюжетом и использованием впечатляющих для того времени спецэффектов и грима (премия «Оскар»). Темная зона и Муха – два самых доступных для зрителя фильма, далее в своем творчестве он перейдет к откровенно неразвлекательным, арт-хаусным работам. Намертво связанные (1988) – мрачная история о разделенных благодаря хирургическому вмешательству сиамских близнецах, всю жизнь ощущающих себя как бы одной личностью, вызвала интерес критики (в первую очередь благодаря актерской работе Джереми Айронса в роли близнецов), но провалилась в прокате. Та же история ждала Завтрак нагишом (1991), экранизацию ключевого романа эпохи «битников» конца 1950-х Уильяма С.Берроуза. В фильме детально и выразительно изображается бред, который может твориться в голове наркомана, но это кино не для всех. Визуально Завтрак нагишом, с его абсурдистскими декорациями, отвратительными монстрами и импровизациями композитора Говарда Шора (впоследствии он получит статуэтки «Оскара» за первую и третью части Властелина колец) производит впечатление. Незамеченной практически никем осталась киноверсия бродвейской пьесы М.Баттерфляй (1993). Много шума наделала Автокатастрофа (по роману Джей Джи Болларда, в ролях Джеймс Спейдер, Холли Хантер и Розанна Аркетт), получившая в мае 1996 специальный приз на кинофестивале в Канне. Режиссер и раньше не боялся откровенных эротических сцен, но здесь он превзошел себя. Фильм рассказывает о, безусловно, очень странных людях, которые испытывают сексуальное влечение друг к другу в момент автокатастроф. Кому-то он может показаться шедевром, у кого-то (их, наверное, гораздо больше) вызвать отвращение. Тем не менее кинокартина представляет собой очень характерный образец творчества Кроненберга, вновь рассказывая историю мутации личности, сливающейся с чем-то посторонним (на этот раз – с разбитым железом автомобиля) и мимикрирующей в нечто чрезвычайно странное как физически, так и психологически. Этой же теме посвящена и фантастическая кинолента Экзистенция (1999, в ролях Джад Лоу, Дженнифер Джейсон Ли и Ян Холм) о виртуальной игре будущего, создающей в голове играющего новую реальность. Фильм не имел успеха ни у критиков, ни у зрителя. В 2002 он отходит от любимого фантастического жанра и снимает Паук, историю человека (Ральф Файнс); страдающего раздвоением личности. Кроненберга очень любят на родине в Канаде и почти каждый его фильм выдвигают на Genie – канадский аналог «Оскара» (за режиссуру он получал этот приз пять раз: Видеодром, Связанные намертво, Завтрак нагишом, Автокатастрофа и Паук). В 1990 уже пользующийся славой классика Кроненберг сыграл в фильме другого мастера ужасов, писателя и режиссера Клайва Баркера Ночное племя роль психиатра, оказывающегося маньяком. В своих лучших фильмах он создает захватывающие и умные образцы научно-фантастического кино, в худших – скатывается в психопатологический бред.

1943
Ольга Шоберова
чешская актриса.

1943
Франк Виганд
немецкий спортсмен-пловец (ГДР). Выиграл на Олимпийских играх 1964, 1968 годов 4 серебряные награды, на чемпионатах Европы получил 4 золотые, 2 серебряные и 2 бронзовые медали.

1944
Андрей Генадьевич Антонов
российский скульптор, график, заслуженный художник России. Родился в Свердловске. Окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) (1973 г.). Член Союза художников России. Произведения находятся в музеях и галереях Москвы, Перми, Екатеринбурга, Барнаула, Красноярска и других городов России, а также в частных коллекциях в России, США, Австрии, Чехословакии, Польше. Автор монументальных памятников “Меньщиков в Березове”, конкурсные разработки проектов памятников Татищеву, А.П.Чехову, памятник воинам-североуральцам; скульптурных композиций :”Пьета”, ”Раненый”, ”Ветеран”, ”Агрессия”, ”Путники”, ”Самоощущение”. Скульптуры и памятники установлены в Екатеринбурге, Североуральске, Петропавловске, Соликамске, Пльзени. С 1971 – участие в отечественных и международных выставках. Лауреат премии имени Г.С.Мосина

1944
Эммерих Данцер
австрийский фигурист, трехкратный чемпион мира в одиночном катании. Первый чемпионский титул он завоевал в Москве в 1965 году, но уступил мировое первенство французу Алену Кальма. Следующие три сезона были его, но на Олимпийских играх в Гренобле Данцера ожидал страшный удар - только четвертое место (в 1964 в Инсбруке он был пятым). Выиграв по инерции чемпионат мира, он перешел в профессионалы. Потом работал тренером, комментатором.

1944
Жак Дуайон
французский режиссер и сценарист.

1944
Александр Борисович Косарев
российский режиссер, сценарист и актер. Родился в Москве. В 1965 окончил актерский факультет ГИТИСа, в 1973 — режиссерский факультет ВГИКа (мастерская И.Таланкина). До учебы во ВГИКе играл в московских театрах. Снялся в фильме «Истоки» (1973) и др.

1944
Йоахим Кюн
немецкий пианист, исполнитель на электронных клавишных инструментах, композитор. Один из видных представителей современного немецкого джаза. Занимался классическим фортепиано и композицией, в студенческие годы играл на трубе в диксиленде. В 1962 г. собрал первое трио, а в 1966-1969 гг. играл в Гамбурге (из ГДР в Западную Германию уехал в 1965) в квартете старшего брата Рольфа Кюна. В конце 60-х гг. заинтересовался фри-джазом. В 1969-1971 гг. работал в Париже, в 1971-1972 гг. входил в группу Жан-Люка Понти «Experience». Сотрудничал с Гато Барбиери, Доном Черри, Филом Вудсом и другими американскими исполнителями. После 1976 г. начал выступать с сольными концертами. В 80-е гг. вошел в квартет Тони Оксли и восстановил трио (Жан-Франсуа Женни-Кларк - контрабас, Даниэль Юмер - ударные). В 1994 г. Майкл Гиббс написал специальную композицию «Europeana Jazzphony» (обработка 13 немецких народных песен) для его трио и симфонического оркестра. В 1996 г. получил премию за интерпретацию песен Курта Вейля из «Трехгрошовой оперы».

1944
Юрий Николаевич Лебедев
второй режиссер.

1944
Франсис Манкевич
канадский режиссер.

1944
Франтишек Новотны (Франк Скиппер)
чешский писатель, автор сборников "Неудачное приземление", "Тень Брэдбери", "Рамакс".

1944
Слай Стоун (Сильвестр Стюарт)
американский музыкант, основатель и лидер группы Sly and the Famile Stone.

1945
Юрий Борисович Романов
российский композитор, народный артист России, профессор (город Воронеж)

 (466x699, 109Kb)
1946
Сергей Борисович Середенин
российский ученый в области фармакологии, с 1991 г. директор НИИ фармакологии имени В.В.Закусова Российской Академии Медицинских Наук, председатель Научного совета Российской Академии Медицинских Наук и Минздравсоцразвития России по фармакологии, академик Российской Академии Медицинских Наук. Лауреат Государственной премии СССР (1980), Государственной премии Российской Федерации (1998). Родился в Москве. Отец – Середенин Борис Владимирович (1911-1964). Мать – Авакова Тамара Сергеевна (1921 г. рождения). Супруга – Середенина Наталья Михайловна (1950 г. рождения). Дочери: Середенина Тамара Сергеевна (1980 г. рождения), Середенина Варвара Сергеевна (1986 г. рождения). С.Б.Середенин начал профессиональную деятельность в 1962 году санитаром МСЧ № 61 города Москвы. В 1963 году стал студентом 2-го Московского медицинского института имени Н.И.Пирогова. В 1969 году, окончив отделение биофизики медико-биологического факультета, продолжил учебу в аспирантуре, работал младшим научным сотрудником и ассистентом кафедры молекулярной фармакологии и радиобиологии (1969-1973), заведующим лабораторией фармакогенетики 2-го ММИ имени Н.И. Пирогова (1973-1986). В 1972 году С.Б.Середенин защитил кандидатскую, в 1983 году - докторскую диссертации. В 1986 году С.Б. Середенин переведен в НИИ фармакологии Академии Медицинских Наук СССР на должность заместителя директора по научной работе и руководителя лаборатории фармакогенетики, перешедшей в состав НИИ фармакологии Академии Медицинских Наук СССР из 2-го ММИ имени Н.И. Пирогова. С января 1991 года Сергей Борисович является директором НИИ фармакологии Российской Академии Медицинских Наук (с 2003 года – ГУ НИИ фармакологии имени В.В.Закусова Российской Академии Медицинских Наук). В 1993 году С.Б.Середенин избран членом-корреспондентом, в 1997 году – академиком Российской Академии Медицинских Наук. С.Б.Середениным впервые в СССР развернуты исследования по фармакогенетике, доказана зависимость эффектов психотропных препаратов от наследственно контролируемой реакции на эмоциональный стресс. На основе полученных фундаментальных данных разработаны методы индивидуального применения транквилизаторов, психостимуляторов. Впервые в мире созданы препараты – анксиолитики, ноотропы, антиастенические средства, фармакологическое действие которых адресовано к определенному фенотипу эмоционально-стрессовой реакции. Приоритетность результатов подтверждена патентами Российской Федерации, США, европейских стран, Японии. Научные разработки С.Б.Середенина внедрены в медицинскую практику, интенсивно используются в экстремальной медицине, для медико-биологического обеспечения космических полетов. В области фармакологии мутагенеза С.Б.Середениным создана методология разработки антимутагенных фармакологических препаратов. Синтезированы, фармакологически изучены средства профилактики мутагенных воздействий факторов внешней среды. Мировое признание получили установленные С.Б.Середениным и соавторами данные об индукции хромосомных повреждений при эмоционально-стрессовых воздействиях у млекопитающих. В 2001 году С.Б.Середенин организовал и возглавил первую в России кафедру фармакогенетики на медико-биологическом факультете Российского государственного медицинского университета. Результаты научных исследований С.Б.Середенина опубликованы более чем в 300 статьях и докладах, 2 монографиях. В 2004 году выпущено учебное пособие “Лекции по фармакогенетике”. По инициативе и под руководством С.Б. Середенина регулярно проводятся международные научные конференции “Биологические основы индивидуальной чувствительности к психотропным средствам”, материалы которых издаются в России и за рубежом. В 1994 году под редакцией С.Б.Середенина издательство Grafham Press (Великобритания) опубликовало книгу “Biological Basis of Individual Sensitivity to Psychotropic Drugs” с участием 26 отечественных и 28 зарубежных специалистов. Им подготовлено 11 докторов и 18 кандидатов наук по фармакологии. Его ученики работают в научных учреждениях России, США, Канады, Германии. С.Б.Середенин многократно выступал с докладами на международных научных мероприятиях. В 2003 году выступил с пленарной лекцией на 3-м Европейском конгрессе по фармакологии в Лионе. Удостоен Государственной премии СССР (1980), Государственной премии Российской Федерации (1998). Председатель Научного совета по фармакологии Минздрава Российской Федерации и Российской Академии Медицинских Наук, вице-президент Российского научного общества фармакологов, член комиссии по кадрам и премиям международного общества “Collegium Internationale Neuro-Psychopharmacology” (CINP), председатель Московского общества фармакологов. С.Б.Середенин - член редколлегий журналов “Экспериментальная и клиническая фармакология”, “Химико-фармацевтический журнал”, “Физиологически активные вещества” (Украина), “Functional Neurology” (Италия), “Pharmacology, Biochemistry Behavior” (США-Европа). Награжден орденом Почета, медалями. Сергей Борисович увлекается классической музыкой, автомобильным туризмом, плаванием. Живет и работает в Москве.

1946
Ховард Скотт
гитара, вокал (War).

 (471x698, 48Kb)
1947
Райленд Кудер (полное имя – Райленд Пи Кудер) (англ. Ryland Peter Cooder, 15 марта 1947 года, Лос-Анджелес, США) —
американский гитарист, мультиинструменталист, певец. Стал известным как автор музыки ко многим кинофильмам; бесспорный лидер в технике слайд-гитары; один из редких виртуозов в области популярной музыки, обладающий академическими знаниями по ее истории и исполнительским особенностям разных стилей и эпох. Начал учиться играть на гитаре в возрасте 3-4 лет. В конце 50-х гг. выступал в студенческих кафе с программой архаичных блюзов. Активно изучал довоенную неэстрадную песенную культуры США, исполняя авторов в жанрах кантри, блюза и рабочих песен. Стал активным участником калифорнийского фолк-блюзового круга музыкантов, был одним из энтузиастов движения блюзового «ривайвл». Профессиональные выступления начал в дуэте фолкового звучания с певцом-композитором Джекки Дешэнноном. Организовал группу «The Rising Sons» вместе с известным блюзменом-полистилистом певцом-гитаристом Тадж Махалом; группа ставила целью возрождение и продолжение фолк-блюзовых традиций Америки. Продолжал изучать особенности игры на самых разнообразных щипковых инструментах в различных стилях народной и эстрадной музыки. Записывался для альбомов Кэптэна Бифхарта, Фила Охса, Рэнди Ньюмена, группы «Little Feat». Особую известность ему принесла работа над альбомами «Rolling Stones»: «Let It Bleed» (1969), «Sticky Fingers» (1971) и др. Знакомство с этой группой привело к первым работам над киномузыкой («Candy» и «Performance» c Миком Джаггером). Дебютная пластинка под собственным именем вышла в 1970 г. и осталась единственной в его дискографии, позволяющей точное стилевое определение: блюз-рок. В дальнейшем его альбомы могли включать в себя полярные по жанрам музыкальные произведения в диапазоне от бродвейского джаза до специфических стилей народной музыки регионов от Аляски до Африки. Постоянным участником его ансамблей в 70-х и 80-х гг. был легендарный джазовый и блюзовый музыкант Ред Каллендер. С 70-х гг. его постоянными партнерами были мастера вокальных спиричуэлс и госпел Бобби Кинг, Уилли Грин и Терри Эванс. В 1994 г. был участником записи и одним из продюсеров альбома самобытного африканского музыканта Али Фарка Тура, который удостоился «Грэмми» в категории «world music».

1947
Юрай Кукура
словацкий актер.

1947
Стому Ямаш’та (настоящее имя - Цутомо Ямасита)
японский перкуссионист и композитор. Начав свою музыкальную карьеру в 16 лет, пытался комбинировать авангардную и рок-музыку. Окончил музыкальную академию в Киото, а с 1964 по 1969 гг. учился классике и джазу в США. К 1972 г. уже достиг такого уровня мастерства игры на ударных и перкуссии, что на него обратили внимание такие выдающиеся композиторы, как Ханс Верне Хенце и Питер Максвелл Дэвис, написавшие для него концертную ораторию, которую музыкант впервые исполнил в Париже летом 1973 г. Тогда же, в 1973 г., стал заниматься тем, что позже назвал «плавающей музыкой»: это был фьюжн классики, рока и восточных гармоний. В этот период организовал в Европе свою группу, которая называлась «Come To The Eagle». Неоднократно записывался в студии со Стивом Уинвудом, Клаусом Шульце, Гари Бойлом и Мюреем Хедом. Его пластинку 1977 г. «Go To» продюсировал известный саксофонист и аранжировщик Энди Маккей. В 80-е гг. вернулся к классической музыке, а в 90-е гг. увлекся нью-эйдж - для записи пластинок этой музыки организовал фирму «Celestial Harmonies».

1948
Сержиу Виейра ди Меллу
бразильский дипломат, Вер

Просмотров: 470 | Добавил: quirsur | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Май 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017 | Бесплатный хостинг uCoz